Настоятель Важе-Озерского Спасо-Преображенского монастыря игумен Иларион
ВАЖЕОЗЕРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Основание обители положено около 1520 г. преп. Никифором и Геннадием- учениками великого русского святого, преп. Александра Свирского.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЯ.
С 1991 г. по ноябрь 2000 г.
монастырь был женским. Скудных средств, получаемых от пожертвований,
хватало только на то, чтобы сохранить и только в малой степени
отреставрировать храмы и гостиничный корпус. Обитель обеспечивала себя
сельскохозяйственными продуктами от имеющегося хозяйства. Богослужения
совершались в деревянном Преображенском храме. Малыми средствами
храм отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас.
Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний
храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского.
Несмотря на все сложности, монастырский устав отправлялся
неукоснительно под духовным руководством игумена Илариона (Кильганова).
Газета «КАРЕЛИЯ»,
1995 г. «Поднимающемуся из разрухи древнему Важеозерскому монастырю, как
и всем восстанавливающимся в России обителям, сегодня нелегко.
Десятилетиями находились в небрежении его храмы: деревянный
Спасо-Преображенский, легкий и праздничный, словно корабль под парусами,
и каменный, Всехсвятский — более монументальный, но такой же светлый и
радостный.
Еще недавно жителям
Интерпоселка эти святыни служили для развлечений. В одном своевольная
поселковая молодежь танцевала, в другом — извлекала маленькие радости из
спортивных состязаний. Четыре года назад в стены монастыря вернулась
иноческая жизнь. Она как бы оттенила разнузданность недавно
происходившего. Кому-то эта резкая перемена открыла глаза на собственную
духовную опустошенность, а кого-то стала только злить.
С традиционным
назначением обители интерпоселковцы осваиваются с трудом, порой
недоброжелательно косясь на игуменью Серафиму. Но матушка игуменья не
отступает. В монастыре появились молодые насельницы, стали все чаще
приезжать паломники. Постепенно начали строиться и отношения с
поселковыми жителями. Старые и немощные сразу же почувствовали, что
ждать им помощи неоткуда. Их слабый зов о спасении едва ли кто услышит
сегодня. А матушка игуменья и послушницы откликнутся сразу же: придут и
помогут. Но для молодых и крепких, кроящих жизнь под себя, монастырь
вырос на пути, как неодолимая преграда. Кто-то стал хищно посматривать
на пока что бесхозную землю, другого сманил разгул стихийного
индивидуализма, что усугубило его разрыв с монастырем.
Сегодня многие
покидают поселок. Постоянно в нем живет не более восьмидесяти человек — в
основном пенсионеры. Густонаселенным он становится только летом, во
время наплыва вездесущих дачников. По царящим в поселке нравам он мало
чем отличается от других заброшенных населенных пунктов Карелии. Любимый
вид развлечения здесь — пьянство, поэтому помогать восстанавливать
монастырь некому.
Еще меньше волнует
разоренный вид обители чиновничьи души. Помощи от них давно уже не ждут.
Одно теперь желание - не мешали бы. Несмотря на трудности, монастырь
живет полнокровной жизнью. В нем постоянно звучит молитва, укрепляющая
обитель и дающая силу каждому, кто приезжает в монастырь».
В 1999 г. была восстановлена Свято-Митрофаниева мужская пустынь, разрушенная в 20-х годах. Возглавлял строительство пустыни епархии иеромонах Паисий (Ковалев).
В это время в
Питкяранте была обретена храмовая икона Важеозерских святых. Ее принес в
Вознесенский храм юноша из Импилахти. Он рассказал историю спасения
этого драгоценного образа. Ему ее поведала его бабушка. Во время гонения
на Церковь часовня, в которой находилась эта икона, была превращена в
конюшню. Из потоптанных лошадьми образов, которыми был устлан пол,
бабушке удалось спасти только две иконы.
20 марта 2000 г. в монастыре сгорел небольшой деревянный
надвратный храм во имя св. Иоанна Рыльского. Из-за нехватки средств он
восстанавливался продолжительное время, и его реконструкция была
окончательно завершена только в 1999 г. Несчастье случилось из-за
неисправности печи старой конструкции, перестроенной из камина, которым
при советской власти отапливался кабинет администрации психиатрической
больницы. В 40-е году под него была переоборудована монастырская
церковь.
Могила инока Владимира
Летом 2000 г. в Важеозерский монастырь были перенесены мощи блаженного инока Владимира.
После разорения обители он жил в Санкт-Петербурге и был хорошо известен
петербуржцам. Его почитали за подвижническую жизнь и трудный подвиг
юродства. Отец Владимир говорил своим духовным чадам, что погребен будет
в своей родной обители под звон колоколов у трех берез. Он почил в
Санкт-Петербурге в 1928 г. Так на самом деле и случилось.
С ноября 2000 г.
монастырю возвращен статус мужского. Сейчас в обители проживает 20
человек братии (из них 5 священников), 10 сестер образованной при
монастыре женской общины, трудники.
История монашества в
Церкви есть история славы и богословия. В монастыре прославляется Бог,
низвергается диавол, исполняются в точности евангельский закон и учение
Отцов. Монахи становятся неусыпными бойцами незримой миру брани,
которую ведет новый благодатный Израиль "против начал, против властей,
против мироправителей тьмы века сего" (Еф. 6. 12). Монахи были и
остаются реальным свидетельством явленной истины православного
богословия, опорой епископам, помощью священникам, утешением верующего
народа. Поэтому место пребывания их святых мощей является местом присутствия славы.
Еще в XIX в. отец
русского монашества свт. Игнатий (Брянчаниов) писал: «Ныне ослабевшее
христианство приготовляет и доставляет, соответственно своему состоянию,
слабых монахов. Ныне вступление девственника в монастырь – величайшая
редкость! Ныне вступление лица, не стяжавшего порочных навыков –
редкость! Наиболее вступают слабые, поврежденные по телу и душе:
вступают наполнившие память и воображение чтением романов и других
подобных книжонок, вступают пресытившиеся чувственными наслаждениями,
получившие вкус ко всем соблазнам, которыми ныне преисполнен мир;
вступают с закореневшими порочными навыками, с совестью притупленною,
умерщвленною предшествовавшим образом жизни, при котором дозволялись все
беззакония и все обманы для прикрытия беззаконий. Для этих личностей
борьба с собою очень затруднительна».
Как это непечально,
но сегодня в монастыри приходят не крепкие верой христиане, воспитанные в
благочестивых семьях, а немощные, истерзанные страстями и
грехопадениями.
____________________________________________________________________________
|