Главная Паломническая служба "ЯРОСЛАВНА" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 18.01.2019, 23:52
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ТРУДНО БЫТЬ РУССКИМ - Андрей Климов
Трудно быть русским
 
Андрей Климов
 
    Неужели быть русским действительно труднее, чем представителем какого-нибудь другого этноса? И в чём, собственно, трудность, если она и вправду есть? Кому больше дано, с того строже и спросится, гласит Евангелие. А все наши нынешние тяготы и скорби как раз и есть результат того, что с нас строго спрашивает Господь Бог, а строгость Его прямо пропорциональна тем дарам, которыми русский народ наделён свыше. Думаю, в особых комментариях и иллюстрациях не нуждается тот факт, что Господь с нас действительно спрашивает строже, чем с других. Взять хотя бы последние сто лет, начиная с 1917 года. Впрочем, сегодня на дворе только 2010 год, и до столетнего юбилея событий 1917 года нам предстоит прожить ещё семь лет, за которые одному Богу известно, что может случиться.
 
    И всё же, проследим мысленным взором те бедствия, которые претерпела Россия с 1917 года, впрочем, отсчёт напастей на русский народ можно бы начать с 1914 года, с Первой Мiровой войны. Итак, Первая Мiровая, на фоне которой развёртываются две революции 1917 года, февральская и октябрьская, затем гражданская война, продолжавшаяся до 1922 года с последующей разрухой вплоть до начала 1930-х годов; с 1941 по 1945 – Вторая Мiровая, в результате снова обезкровленная и разрушенная страна и народное хозяйство до 1947 года (когда отменили продовольственные карточки); и, наконец, начиная с 1984 года, горбачёвские реформы, перерастающие в перманентную разруху, продолжающуюся до настоящего времени. Итого: с 1914 по 30-е годы – где-то лет пятнадцать, 7 - 9 лет Великая Отечественная и восстановление разрушенного хозяйства, и плюс 25 лет с горбачёвского развала по сегодняшний день. Всего сорок семь лет войн, революций, варварского геноцида и разрухи; меньше, чем за сто последних лет, 47 лет страна находится на грани жизни и смерти. К этому надо добавить ещё 7 лет хрущёвской «оттепели», в ходе которой великий реформатор Хрущёв окончательно добил русскую деревню, раз и навсегда поставив на ней жирную точку, ликвидировав фактически личные крестьянские хозяйства, отрезав частные земельные наделы и создав в деревне такие условия, которые сделали невозможным содержание скотины на крестьянских подворьях. А теперь скажите, выдержал ли бы какой другой народ в мiре пятидесятилетнее целенаправленное уничтожение (на протяжении отрезка времени менее, чем в сто лет) физическое, экономическое, моральное, духовное и какое угодно ещё? Ответ, наверное, очевиден: не выдержал бы никто.
 
    Напрашивается вывод: народ, прошедший через такие немыслимые испытания и тяготы, должен обладать поистине исполинской силой духа, нечеловеческой жизнестойкостью, выносливостью и непреклонностью, чтобы выдержать и вынести то, что выпало на долю русского народа. Ни один народ в мiре, и это можно сказать с абсолютной уверенностью, таким испытаниям не подвергался. И пусть сегодня русское общество тяжело больно, пусть силы наши крайне подорваны и истощены, но народ русский всё же жив; и самым лучшим подтверждением этого неоспоримого факта является то, что враг наш не смеет решиться на открытую конфронтацию с Россией, осознавая полную безперспективность подобных шагов. В открытой схватке с Россией проигрывали и проиграют все, посягнувшие на её независимость, именно поэтому сегодня наш враг разлагает и убивает нас изнутри, исподволь и как будто незаметно, расшатывая, коверкая и истребляя русские национальные устои, русское национальное сознание, нашу веру, наш дух, нашу самобытность, нашу, если хотите, русскость. С прискорбием нужно отметить, что враг уже во многом преуспел. Почему же это стало возможным, и как противостоять нам такой скрытой, необъявленной войне?

    Причины нашего (временного!!!) поражения вообще-то настолько очевидны, что повторять их, казалось бы, излишне, но всё же напомним ещё раз: богоотступничество, забвение своей исторической миссии и нежелание её выполнять. Господь Бог щедро наделил русский народ редкими дарованиями и талантами, богатейшими и обширнейшими землями, природными богатствами, водными и какими угодно другими ресурсами, чуткой и отзывчивой на чужое горе душой, силой духа, острым умом, народной смекалкой, сметливостью и изобретательностью, широким сердцем, глубиной чувства, умением сострадать всему живому и, наконец, или, наверное, в первую очередь, - Верой Православной. Что же мы сделали с этими благодатными Богом данными талантами? Мы их попросту зарыли в землю, и теперь за это наказаны. Наказаны за то, что не употребляем полученные свыше таланты и дарования на служение Господу, от Кого их получили и Кому они принадлежат. И бедствия наши не прекратятся до тех пор, пока мы не осознаем их первопричину, их истоки и пути их преодоления.
 
    А путь у нас один, и другого нет и быть не может: вспомнить кто мы и что мы, свою славную и героическую историю, свои обычаи и нравы, свою Веру, исконную Православную Веру, завещанную нам отцами, дедами и прадедами. Вспомним, что в Вере наше спасение, не в деньгах, не в долларах, не в процветающей экономике и личном благополучии, но в Вере Православной, в самоотверженности, в готовности жертвовать собой ради ближнего, в безкорыстном служении Богу и людям, в любви и сострадании. Вспомним, что мы – это и есть Святая Русь с её извечными идеалами святости и служения Господу. Всё это мы благополучно предали забвению и не хотим вспоминать вот уже скоро как сто лет, и результат налицо, плачевный и страшный результат: мы отвернулись от Господа, не желая понимать того, что лишили себя, таким образом, источника жизни и процветания, убили в себе всё человеческое и русское, а теперь заламываем руки и произносим полные трагической патетики пустые фразы. Полно, полно, ни к чему это не приведёт. Не лучше ли начать с себя, со своей семьи, со своего ближайшего окружения? Идите к Богу, и приводите к Нему своих ближних, ступайте в храм Божий, вооружитесь молитвой, терпением и смирением, лучшего оружия против бед и неурядиц не найти.
 
    Наши первейшие враги – это наши грехи, а враги внешние есть производные от них. Да, непросто нам выбраться из той пропасти, в которую мы угодили по своему нерадению и лености, но с Божьей помощью всё это возможно и преодолимо, надо только действительно захотеть этого и обратиться с искренней просьбой, молитвой к Господу о помощи, а уж Он всё управит, поверьте, управит наилучшим образом. Для Господа нет ничего невозможного. Как говорил Сам Господь в Евангелии, для верующего всё возможно. Будем же иметь твёрдую, непоколебимую и искреннюю веру, и не останется для нас ничего невозможного.
Русь Святая, храни Веру Православную, в ней твоё спасение!


 
Земля русская
 
Андрей Климов


    Земля русская… Какие чувства вызывают эти два слова в нашей душе? Гордость за святорусское отечество, стыд и боль за поруганную и растоптанную родину, а может быть, что-то еще? Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

    Душа России – блаженная, извечно устремлённая ко Христу и Пречистой Его Матери, не от мiра сего, взыскующая, прежде всего, Царства Божия и Правды Его, а нам велят оглядываться на Европу, на Америку. Вот, мол, у них так, а у нас – всё не так. Но у них другая душа, другая жизнь, другое предназначение в этом мiре, что же нам на них равняться? Зачем? Разве что на погибель себе. Но русский человек доверчив, простодушен, у нас переимчивая натура, мы легко и охотно усваиваем себе, копируем, порой бездумно, чужие обычаи и нравы, стиль одежды, образ мыслей и поведения, копируем, не осознавая и не чувствуя, как ломаем тем самым, коверкаем свою душу, отрекаемся от отцов и дедов, от земли русской, щедро политой их кровью и потом. А ведь грех предательства самый тяжкий после самоубийства.

    Земля русская… Что мы с тобой сделали, до чего довели? Ты вскормила и взрастила нас, а мы в знак «благодарности» предали, отреклись от тебя, так и не поняв, что тем самым отреклись от себя самих. Ведь мы – часть твоей плоти и крови, а ты – часть нашей. Нельзя повредить себе руку или ногу, не заметив этого; даже малая царапина на пальце саднит и безпокоит, а уж тем более повреждённая душа. Но нам почему-то невдомёк заглянуть в свою душу, мы всё больше смотрим в телевизор, увлечённые разрушительной псевдо реальностью.

    А земля русская ждёт, терпеливо ждёт, пока мы одумаемся, возьмёмся за ум, позаботимся о ней и о себе, перестанем копировать чужое счастье, вспомним, что у нас есть своё, Богом данное и навеки заповеданное, наша родимая земля, сокровище ни с чем не сравнимое и ни на какие заморские коврижки не измеряемое. Дай нам, Господи, прийти в разум Истины, покаяться и вернуться на стези, Тобой указанные и предначертанные, и растолкованные для нас, неразумных, святыми отцами нашими:

    «Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от меня, сатана! Только царю подается от Господа власть, сила, мужество и мудрость управлять своими подданными … И чем бы мы стали Россияне, без царя? Враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как Носитель, и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия — не Россия». (Св. прав. Иоанн Кронштадский).


 
Чем сильна Россия?
 
Андрей Климов


Россия сильна тем, что соборная её, народная душа живёт во Христе, а Христос Спаситель пребывает в душе Святой Руси. Мы сильны Святой Русью, в ней мы никогда не отпадали от Господа, хотя и случались с нами падения греховные и помрачения разума, но кто безгрешен? Важен не столько грех, сколько покаяние, сокрушённое сердце, осознание своей греховности и недостойности пред очами Божиими. Оттого-то так и силён и неистощим русский творческий потенциал, будь то в искусстве, науке или любой другой деятельности, что питается он извечным созидательным Словом Божиим, и неразрывная связь русского духа со Словом, с Богом никогда не прекращалась. Здесь же кроются истоки загадочности русской души, которые сводятся, по сути, всего лишь к тому, что русское сердце всегда обращено к Господу и хранит извечную отзывчивость к Его Любви, Его Истине и Правде. Границы Святой Руси проходят в сердцах наших, и чем больше душ человеческих проникнется её истинами, тем шире границы святого духовного отечества нашего. И пока Святая Русь живёт в нас, нам ничего не страшно, мы всё претерпим, всё преодолеем, всё превозможем. Пока живёт в нас образ России, оживотворённый Христовым образом, Россия земная никогда не исчезнет с географических карт, ибо она безсмертна и непреходяща, а не найдёт Святая Русь себе места в нашем сердце, и неминуемо наше падение в бездну греха и разложения, неминуемо исчезнет Россия с лица земли, а вместе с ней и народ русский.


Секрет национальной жизнестойкости
 
Андрей Климов

Немудрено задаться вопросом о наличии секрета национальной жизнестойкости, когда вокруг рушатся народные устои, нравственные ценности, традиции, культура некогда огромного и жизнеспособного этноса и прочее, и прочее. Почему это происходит, и как могло случиться, что русская нация утратила способность сопротивляться смертельно опасным для неё факторам бытия, грозящим стереть её с лица земли? Ответ представляется не столь сложным. Жизнь всякого этноса, как, впрочем, и каждого живого существа, обусловлена определённой средой его обитания, причём, не только средой физической, но и духовной (если речь идёт о существовании человека или этноса). Вне естественной среды обитания жизнь невозможна. Это является, если хотите, своеобразным законом бытия для любого живого существа. Рыба не может жить без воды, птица – без полёта. Нарушение закона бытия того или иного биологического вида неизбежно ведёт к его гибели. Закон духовного бытия русского этноса, естественная среда его нравственного обитания на протяжении всей его истории как государствообразующего народа, была и есть Вера Православная, Христова вера и исповедание Христова Закона. Надо сказать, что у разных народов – разная духовная среда обитания. Так, у англичан, по их же собственному признанию, религиозное чувство вообще практически неразвито, а Церковь и религия для них не больше, чем политика. У разных народов разное духовное бытие, так же как и у людей, но каким бы оно ни было, каждому этносу лучше всего придерживаться его собственной жизненной среды, что и будет для него наилучшей гарантией духовного выживания и жизнестойкости, ибо жизнь народа не будет тогда выходить за рамки закона его национального бытия.

Закон духовного бытия русского народа, складывавшийся на протяжении многих веков, был грубо и насильственно нарушен в 1917 году. Народ был лишён Веры Православной, был принудительно отторгнут от Христа, от привычной для него духовной среды обитания. Результат не замедлил сказаться. Не прошло ещё и ста лет со времени переворота 17 года, и нация русская разложилась и вымирает ужасающими темпами, русские не являются больше государствообразующим народом, да и русской государственности сегодня вообще нет, мы её благополучно утратили.

Предвижу возражения касательно победы русского народного духа и оружия в Великой Отечественной. Да, отрицать этого никак невозможно. Но здесь нельзя сбрасывать со счетов, что победа в страшной и кровопролитной войне была одержана в Сталинской России. Интересно в этой связи замечание генерала Де Голля (который вообще всегда высоко оценивал личность Сталина), о том, что без Сталина, в случае отсутствия достойного преемника, Россия обречена. Другими словами, Сталинская Россия держалась железной волей и железной рукой одного человека, с уходом которого всё снова постепенно вернулось в состояние разложения и распада. Сталин, увы, не восстановил попранный в 17 году закон русского народного бытия, а значит, по большому счёту, в духовном плане ничего и не изменил в нашем плачевном состоянии, в чём мы сегодня и имеем возможность воочию убедиться. Ностальгия в сегодняшних условиях по Сталинской России, конечно, понятна, но она безперспективна, ибо перспектива нашего национального возрождения только одна – восстановление нашего национального духовного закона бытия, возвращение к исконной вере Христовой. Может быть, не всех сегодня это устраивает, но другого пути у русского народа нет и быть не может.


 
Русский национальный характер
 
Андрей Климов

    Разные народы - как разные люди: казалось бы, все живут вместе, все сделаны из одного материала, но всякий живет по своим национальным законам, законам своей индивидуальности, определяющим всю его жизнь, судьбу, место и предназначение в общей семье народов и наций. Да и замысел Творца о разных народах и странах, очевидно, разный. И хотя определение национального типа, народной индивидуальности есть задача довольно трудная и, возможно, до конца неразрешимая, все же основные черты национального характера обычно довольно легко угадываются. Правда, угадать или почувствовать тот или иной национальный характер это еще полдела; нужно также понять, осознать, какое место отведено ему Творцом в общей, мiровой судьбе и истории, чтобы каждый народ мог попытаться сознательно занять свое, ему одному уготованное место, не претендуя ни на какое другое, и выполнять отведенную ему уникальную роль.

    Каждый национальный характер имеет свои, лишь ему одному присущие особенности душевного склада, которые проявляются в его неповторимой национальной индивидуальности. Русский человек, например, непохож на индуса, немец - на англичанина, француз - на турка. Причём речь в данном случае идет не о внешнем, физическом различии, а об отличии душевного склада, мiровосприятия, психологических особенностей, менталитета. У каждого народа своя судьба, свой исторический путь, своя культура, свои веками выработанные и выверенные духовные традиции, методы и практика поиска Истины, своя национальная идеология и свой национальный закон бытия. С разрушением национального закона бытия, удерживающего каждого отдельного человека от падения в бездну греха и разложения, разрушается и гибнет всё общество, весь народ в целом. Попрание национальных законов и национальной идеологии неизбежно ведет к засилью и господству в пределах данного этноса антинациональных сил и к последующей его гибели. И любое ущемление прав, какого бы то ни было народа, на национальные законы и свою собственную национальную идеологию есть не что иное, как ущемление его права на существование.

    Безсмысленно и безполезно пытаться идти чужим, заимствованным путем. Самобытность и самостоятельность всякого народа, будь то в духовном, культурном, экономическом отношении, - залог его успешного продвижения вперед. Как отдельный человек, так и весь народ в целом не может жить нормальной, полноценной жизнью, заимствуя чужие идеалы, чужую веру и чужих богов. Не имея своей собственной, выстраданной веры, своих убеждений, своего представления о том, что есть добро и что - зло, никакой народ не создаст ничего великого и ничего не скажет другим народам, ничем не обогатит их духовного бытия и их жизни. И как бы не были хороши, красивы и привлекательны чужие идеалы, чужие боги и чужая вера они всегда будут оставаться чужими и всякий раз оказываться безплодными при каждой попытке перенести и укоренить их на другой национальной почве.

    Поэтому никакие иноземные рецепты спасения, как бы не были они хороши сами по себе, не помогут нам выбраться из того духовного кризиса, в котором мы находимся, пока мы сами в глубинах своего национального духа не вернемся к своей исконной национальной православной идеологии - единственно пригодной для нас формы национального возрождения. И эта идеология определяется нашей собственной, русской проблематикой, всеми нашими страданиями, исканиями, грехами и ошибками, нашим национальным характером, его исторической, культурной и духовной миссией. Только в этом случае нам по плечу будет задача духовного возрождения России, потому что она будет соответствовать нашему исторически сложившемуся национальному характеру, его духовному и культурному уровню. Ни опыт других стран, ни всего человечества не сможет дать нам готового рецепта применительно к нашим национальным условиям. Вот почему Россия должна полагаться и рассчитывать только на свои собственные силы, не прельщаясь чужими идеями, верованиями, откровениями и истинами.

    Всякая самобытная национальная культура налагает на человека определенную, характерную печать, и, зная её общие отличительные особенности, мы можем угадывать скрытые за ней единичные живые лица людей, равно как и, видя отдельные лица и образы, можем понять общий смысл национальной культуры, который почему-либо стал для нас неясным или забытым.

Руководствуясь данным принципом, попытаемся проследить некоторые вехи исторического развития России в перспективе вышеизложенного подхода к историческому процессу.

    Истоки формирования русской самобытной культуры, русского национального характера следует искать в далеком прошлом Руси, предшествующем появлению христианства на русской земле, в таких факторах, как природное окружение, климатические условия, ландшафт России, её флора и фауна. Суровая, строгая в своей красоте и лиричная русская природа с ярко очерченными гранями перехода от одной природной крайности к другой способствует развитию противоречивости человеческого характера, наделяет его богатым творческим воображением.

    Огромные пространства лесов и степей, безконечные цепи облаков, протянувшиеся к далеким горизонтам, привольное течение полноводных рек рождает широту, открытость и страстность души. Эти природные и климатические особенности русской земли нашли свое отражение в одной из самых характерных черт русской натуры - в ее способности видеть и воспринимать весь окружающий мир в первую очередь и главным образом сердцем и через сердце. В созерцающем русском сердце, обнимающим весь мир, заключен источник русской самобытности, русской православной веры и культуры. Русская «идея сердца» признает любовь главной движущей силой жизни, на которой основано все общественное бытие и сознание. Любовь - главная духовная и творческая сила русской души, определяющая всю жизнь и культуру русского народа.

     И если русский национальный характер тесно связан с православием, которое мы восприняли у Византии, с православной Церковью, с ее духовными традициями, то лишь потому, что он нашел средство своего самовыражения в православии и в характерных для него формах духовных поисков, в богоискательстве, имевшем в своей основе неистребимое стремление русской души к достижению всеобщей справедливости на земле, к торжеству добра и света. Ибо русская идея в чистом её виде есть идея осуществления правды, братства людей и народов. И не случайно в русском православии главный праздник - это праздник Пасхи, Воскресения Христова, поскольку творческие силы Воскресения, побеждающие зло и смерть, это исконные силы русской души, русского народа.

    Широта, глубина и открытость русской души, ее молодецкая удаль, смиренно-мудрое отношение к жизни, любовь к природе и умение отыскать в ней созвучия человеческим настроениям проявились в полной мере в народной песне и танце, в сказках и былинах, вобравших в себя и щемящую сердце тоску, и разухабистое лихое молодечество, и бойкий задор, и проникновение в самые потаенные движения человеческой души. Всё русское народное творчество проникнуто, пусть не всегда осознаваемым, но глубоким религиозным духом и чувством, осмысливающим и очищающим все природные побуждения чувства человека. Это лучше всего понял и выразил русский национальный гений Пушкина, который и по сей день через свое творчество направляет и духовно наставляет народ русский.
Духовные национальные традиции в России неотделимы от православия, и отмечены ярко выраженными чертами русского национального характера, такими как трезвенность, созерцательный склад натуры, стремление к самоанализу, отсутствие мелочного практицизма, духовно-нравственная целостность, долготерпение и смирение, открытость, широта и щедрость души, и вместе с тем склонность впадать в крайности. Православие, по словам Пушкина, сообщило нам «особенный национальный характер» и внушило нам идею «Святой Руси», признающую свою веру главным делом и отличительной особенностью земного бытия.
Вся традиционная русская национальная культура несет на себе отпечаток глубокой духовности, воплощенной для русского человека в образе Христа, трагичность земной судьбы которого импонировала трагичности мироощущения русской натуры. Русский характер не знает среднего пути, не знает умеренности, что делает его ареной игры и борьбы самых бурных и разноречивых сил и страстей. Он страдает от этого и страдает тем более, отдаваясь тому, во что верит и чему служит. Поэтому образ распятого и страдающего за всё человечество Христа так дорог и эмоционально близок русскому человеку, знающему по своему собственному опыту, что Правда распинается в этом мире.

    Восприятие византийской православной духовной традиции Россией и русскими стало возможным благодаря главным чертам русского национального характера, накрепко спаянным с полюбившимися и дорогими для русского человека идеалами Христа, защитника и Спасителя рода человеческого. Склонность к самоанализу, сострадание к боли ближнего, готовность к самопожертвованию, отвага, мужество и стойкость, щедрость и гостеприимство - все эти черты русской натуры как нельзя лучше утвердились и нашли свою поддержку в православии. В учении Христа русский человек обрел опору и оправдание природных склонностей своего характера. Образ любящего и страдающего за людей Христа всегда жил в сердце русского человека хотя бы уже потому, что всякая истинно русская натура страдает от избытка переполняющих ее душевных сил, от стремления и в тоже время невозможности выразить себя в рамках жёстких ограничений и законов действительности. Но грубой силе довлеющего жестокого факта реального бытия русская душа противопоставляет духовную силу веры в Истину и добро, в то, что должно быть в мире Добра и Правды. И подвиг веры, заключающий в себе всю духовно-нравственную силу человека, состоит в том, чтобы не отрекаться от незримого добра, повседневно лицезрея всесильное торжество зла.

И, наверное, самую страшную национальную катастрофу, постигшую нас в XX веке и равносильную, пожалуй, падению Константинополя, можно в какой-то степени объяснить и вывести из национальных особенностей русского характера.

    Избыток душевных сил, широта и цельность натуры, эмоциональность и в тоже время наивность, простодушие и доверчивость привели к тому, что Россия с безоглядной безпечностью отдалась такой пагубной крайности, как навязанный ей враждебными силами коммунистический эксперимент построения нового человеческого общества и связанный с ним период богоотступничества и забвения своих духовных и национально-исторических корней. Ощущая в себе гигантский запас внутренней энергии, Россия еще не научилась бережно относиться к ней и вместе с тем примирять и преодолевать полярные противоположности, заложенные в ее природе. Она не прониклась сознанием, что, в конечном счете, могут иссякнуть любые запасы силы, отпущенные нации или народу свыше, какими бы безграничными они не были. Хотя в тоже время опыт богоотступничества и богоборчества, несомненно, пойдет ей на пользу, ибо вера человека лишь тогда приобретает высшую ценность, когда проходит через критику и борение духа. Только преодолевая сомнения, раздвоение и страдание, в том числе и в историческом плане, человек духовно закаляется и становится готов для высшей ступени духовности. К тому же то, что происходит в человеке и с человеком в истории, имеет огромное значение для полноты раскрытия Божественной истины и ее людского восприятия.

    Нужно упомянуть еще одну очень важную черту русского национального характера, вытекающую из географического положения России между Востоком и Западом.
Занимая огромное пространство суши, лежащее между Европой и Азией, Россия впитала в себя многие свойства, присущие западному и восточному складу человеческой души. Она совместила в себе мечтательную ленность и мистицизм Востока, пренебрегающего зачастую внешним ради внутреннего, с пытливой настойчивостью и активностью западного практического ума, привыкшего полагаться на собственные силы и подвергать все и вся сомнению. Такое сочетание, казалось бы, противоположных и противоречивых качеств делает русскую натуру универсальной и жизнестойкой, способной приспосабливаться к любым внешним условиям, живо откликающейся и проявляющей интерес к другим национальным культурам, обычаям и традициям, легко воспринимая и ассимилируя все лучшее в них и обогащая тем самым свое собственное духовное бытие.
Это свойство и способность русской души к совмещению диаметральных противоположностей людских характеров, выраженных в восточном и западном человеческих типах, не раз отмечалось русскими мыслителями и философами. Так, у В.Розанова читаем: «Промежуточное, связующее звено между ясно расчленённою и ясно все расчленяющею Европой и тёмною, запутанной, заматерелой Азией сказывается во всяком нашем ремесленнике и мелком торгаше».

    Высшее предназначение России - привести к примирению вечно враждующие между собой Восток и Запад. Великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский, проповедник богочеловечества и божественной жизни на земле, видел подлинное предназначение русского народа в служении истинному христианству, истинной мировой религии, в которой нет ни эллина, ни иудея. Истинная Церковь, которую проповедовал Ф.М. Достоевский, будет всечеловеческой Церковью, прежде всего, в том смысле, что в ней исчезнет разделение людей на соперничающие и враждующие между собой племена и народы, которые, не теряя своего национального характера, а лишь освобождаясь от своего национального эгоизма, соединятся в одном общем деле всемирного возрождения. Главным залогом великого будущего России он считал слабо выраженный национальный эгоизм русского характера и отсутствие сознания своей исключительности в русском народе. И хотя он верил в то, что Россия есть избранный народ Божий, эта избранность русского народа должна проявиться не в соперничестве с другими нациями и не в господстве над ними, а в свободном служении всем народам ради осуществления в братском союзе с ними истинного всечеловеческого единства. Ф.М. Достоевскому были особенно дороги две черты русского национального характера: во-первых, его необыкновенная способность усваивать дух и идеи чужих народов, перевоплощаться в духовную суть всех наций и, во-вторых, - сознание своей греховности, неспособности возводить свое несовершенство в статус закона и права и успокаиваться на нем с вытекающей отсюда жаждой очищения и подвига и требованием более совершенных форм жизни. Если человек или народ не мирится со своей дурной действительностью и осуждает ее как грех, то это значит, что у него есть представление, идея или хотя бы предчувствие другой, лучшей жизни, того, что должно быть. Именно поэтому Достоевский утверждал, что русский народ, несмотря на свой видимый неблаговидный образ, в глубине души носит Божественный образ Христа и, когда придёт время, явит этот образ всем народам и привлечет их к Нему, и вместе с ними исполнит всечеловеческую задачу.

    В лучших своих проявлениях русский национальный характер обращен не только на созидание и деятельное преобразование окружающей действительности, он видит и верит, что все его собственные действия и все, что его окружает, определяется Божьим промыслом, который он пытается осмыслить и постичь, и в то же время стать его активным проводником. Он не привык довольствоваться сиюминутными задачами и целями, и мысль его, устремляясь к высоким идеалам, непременно объемлет все человечество, не ограничиваясь лишь интересами своего собственного народа. Именно поэтому русский народ, объединив многие разрозненные нации и народности в единое государство, а затем и в Российскую Империю, на протяжении всей историю своего существования нередко пренебрегал своими собственными национальными интересами ради малых наций и народностей, впадая в крайность самозабвения своей национальной духовной жизни и культурных традиций, принося их в жертву культурным и экономическим интересам национальных меньшинств, населявших территорию России. Примером тому может служить вся история развития национальных отношений в России в советскую историческую эпоху, несмотря на все присущие им изъяны, хотя многие политики сегодня и пытаются навязать мiровой общественности образ России, как агрессивного государства, постоянно осуществляющего на протяжении своей истории политическую и культурную экспансию как в местном, так и в мiровом масштабе.

    Универсальность русского характера, вобравшего в себя полярные противоположности человеческой натуры, в сочетании с присущим ему высоким интеллектуальным потенциалом наводит на мысль о том, что России предопределено сыграть не последнюю роль в созидании человеческого единства, хотя на этом поприще ее подстерегают многие опасности, которые могут оказаться для неё роковыми. России предстоит научиться правильно распоряжаться и управлять данной ей Богом силой, что потребует от нее сосредоточенного погружения в глубины национального Духа и внимательного изучения накопленного исторического опыта. От того, насколько эффективно ей удастся это сделать, будет зависеть и ее будущее, и тот вклад, который она внесет в создание нового человеческого сообщества, всечеловеческого единства. Слабые стороны русской натуры - неуравновешенный темперамент, незрелость мягкого и неустойчивого характера - делают ее уязвимой перед лицом многочисленных внутренних и внешних врагов. Но предназначением России всегда будет оставаться всечеловеческое служение. И, как отмечал Ф.М. Достоевский, стать истинно русским, - значит стать всечеловеком и ощутить своё братство со всеми племенами и народами земли.

Категория: Мои статьи | Добавил: Konstant (29.11.2012)
Просмотров: 423 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Ваша корзина пуста

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz