Главная Паломническая служба "ЯРОСЛАВНА" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 29.03.2024, 08:32
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

СИЛА БОГАТЫРСКАЯ - Святой Илия Муромец
  
Я хочу рассказать об Илие Муромце. Преподобный Илия, как известно, родился в селе Карачарове, под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник.


    Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.
Необыкновенно важный и многое объясняющий в его жизни факт, что от рождения он был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И, видимо, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе ставших легендарными, но существовавших реально русских богатырей. Их молодости, силе и мощи постоянно волнующейся, бушующей страстями, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, пользующийся непререкаемым авторитетом, по своей превосходящей всех силе духовной всех объединяющий и примиряющий предводитель. "Под славным городом под Киевом ... стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша". Эти слова запечатлел в своей известной картине Васнецов.



     Избранность Илии Муромца явлена нам очевидна. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властью говорят: "Поди и принеси нам напиться". Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает. Здесь очень важен момент испытания веры Илии. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности, по требованию "калик перехожих" попытаться встать.
Илия встает и приносит им целое ведро воды. "Выпей сам", - говорят они. Он выпивает. "Что ты в себе слышишь?" - "Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли" - "Принеси еще ведро". Илия приносит. "Выпей и это ведро", - говорят ему старцы. - "Что в себе слышишь теперь?" - "Если бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илья, - я бы повернул землю". - "Это много, - говорят ему. - Принеси третье ведро". Илья приносит третье ведро. "Выпей", - говорят старцы. Илия выпил, и силы у него стало меньше. "Будет с тебя и этого", - говорят старцы и уходят.


     Почему поставлены пределы силе богатырской? Есть и на это ответ в древнерусских былинах: образ богатыря-громады необъятной силой Святогора, которого уже и земля не держит, который и сам этой силе не рад и лежит неподвижно. Глубоко печален образ этой "силы чисто внешней, материальной, ненужной и бесполезной и даже и тому. Кто ею обладает. Эта сила уже без воли. Здесь сила приближается к стихии, как сила воды, ветра... И еще более выигрывает богатырь Илия Муромец, величайшая человеческая сила, соединенная с силой духа".
Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы.

    Его христианское воспитание видно уже в том, как он собирается на богатырские подвиги. Он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. По всему видно, что отец и мать тоже понимают высокое назначение своего сына. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской. И во всех подвигах богатыря мы видит, что он никогда на вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему от Бога силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстановление справедливости.

    Илия отправляется в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время, можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался. Встретив на этом пути разбойников, Илия драться и ссориться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу "в сыр - кряковистый дуб", отчего дуб изломался "в черенья ножевые". Он показал им свою силу, и они с поклоном пропустили его.
Соловей - Разбойник, которого затем полонил Илия, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Илии с крестом.
Даже перед битвой с угрожавшим взять Киев языческим, скорее всего половецким, Калином - царем Илия долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И здесь, и в каждом деянии русского святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие.

Андрей Байкалец - Калики перехожие
http://www.litprichal.ru/work/56765/

Категория: Мои статьи | Добавил: Konstant (30.11.2012)
Просмотров: 1251 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz